ФИНАНСОВАЯ МОДЕЛЬ
ПЕРЕД ТЕМ, КАК ЗАПУСКАТЬ НОВЫЙ ПРОЕКТ ИЛИ МАСШТАБИРОВАТЬ БИЗНЕС, НУЖНО СОСТАВИТЬ ФИНАНСОВУЮ МОДЕЛЬ, В КОТОРОЙ БУДУТ ОТРАЖЕНЫ ВСЕ ДОХОДЫ, РАСХОДЫ, ОБОРОТ И РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ
Перед тем как запускать новый проект или масштабировать бизнес, нужно составить финансовую модель, в которой будут отражены все доходы, расходы, оборот и рентабельность.
Перед тем как запускать новый проект или масштабировать бизнес, нужно составить финансовую модель, в которой будут отражены все доходы, расходы, оборот и рентабельность.

Финмодель экономит ваше деньги и время, помогая проверить "на бумаге" какие у проекта финансовые перспективы, и сколько придется вложить, чтобы бизнес приносил прибыль.

Обычно финансовые модели строят просто в Excel, никаких специальных знаний или программного обеспечения для этого не требуется. Единой формы финмодели не существует, вы можете разработать ее под свои нужды или воспользоваться одним из наших шаблонов.
Это финансовая модель на основании трех сценариев – пессимистичного, реалистичного и оптимистичного. Заполните ее чтобы понять, сколько проект будет приносить в худшем случае, сколько в лучшем, а сколько в среднем. Если вы запускаете новое для себя дело, или открываетесь в другом регионе, то реальные цифры, скорее всего, будут где-то между реалистичными пессимистичным сценариями.

Это нестандартная форма – чаще составляют финмодель на основании одного сценария, реалистичного, а другие, если нужно, добавляют отдельными листами. Такая таблица может показаться слишком длинной, зато она намного удобнее – все цифры будут сразу у вас перед глазами.

Финмодель состоит из двух главных частей: ДОХОДЫ и РАСХОДЫ. Построение финансовой модели обычно начинают с планирования выручки, это самая сложная ее часть.
ДОХОДЫ
ПРИМЕР
ВЫРУЧКА
КОЛИЧЕСТВО ЧЕКОВ
ОБЩИЕ ПРОДАЖИ ЗА ПЕРИОД (В ПОРЦИЯХ)
Этот показатель нужен чтобы понимать, какая часть общего дохода ресторана приходится на долю конкретного блюда.
=
*
КОЛИЧЕСТВО ЧЕКОВ
СРЕДНИЙ ЧЕК
Средний чек – это средняя сумма покупки на человека или столик. Вы сможете понять какой у вас будет средний чек когда составите меню с розничными ценами.

Количество чеков – это количество продаж в месяц. Нужно расписать продажи по месяцам на год вперед, учитывая все факторы влияющие на рост и спад потока клиентов.
Что влияет на количество чеков в месяц?
1
Количество посадочных мест в кафе
2
Количество рабочих часов кафе
3
Количество рабочих часов кафе
4
Оборачиваемость посадочных мест (сколько чеков за день вы соберете с одного места)
5
Разница между загруженностью в будние/выходные
6
Внешние факторы: погода, городские мероприятия и пр.
ЛАЙФХАК
Когда будете планировать количество чеков в месяц, учитывайте фактор проходимости. Проходимость – сколько человек пройдет мимо двери вашего кафе за период (час/день/неделю/месяц).

Если у вас низкий чек, кафе находится в оживленном месте и витрину хорошо видно с улицы, рассчитывайте что из прошедших мимо к вам зайдут 2-3% людей. У крупных известных брендов эти цифры выше.
РАСХОДЫ
ПРИМЕР
Расходы делятся на постоянные, переменные и инвестиционные.
1
Переменные (операционные расходы)
Это расходы непосредственно на производство продукта и организацию продаж: чем больше вы продаете, тем выше переменные расходы. В эту категорию входят закупка сырья, непищевых расходных материалов (одноразовая посуда, бытовая химия и пр.), маркетинговые кампании для увеличения продаж и и привлечения клиентов.
2
Постоянные расходы
Постоянные расходы – это расходы, которые надо платить в одном и том же объеме каждый месяц, независимо от продаж. Сюда входит арендная плата, затраты на охрану, некоторые виды коммунальных платежей и ФОТ.
3
Инвестиционные расходы
Это единовременные затраты на запуск проекта, то есть инвестиции. В нашем примере затраты на запуск возвращаются инвестору равными долями в течение года, поэтому в финмодели они учитываются не как один платеж, а распределяются равными частями на год.

Затраты на возврат инвестиций вычитаются из EBITDA (прибыли до выплаты налогов, инвестиций и амортизации).
Как построить финансовую модель: инструкция
По вертикали перечислены статьи доходы и расходы, чистая прибыль и промежуточные финансовые показатели. По горизонтали — месяца.
1
Скачайте таблицу
2
Изучите статьи доходов и расходов, если нужно внесите изменения или добавьте строки. Не забудьте поменять итоговые формулы в строках ДОХОДЫ и РАСХОДЫ
3
Внесите свои значения в ячейки заполненные синим шрифтом. В ячейках с черным шрифтом значения рассчитываются автоматически
Финансовая модель: основные показатели
Следующие показатели рассчитываются автоматически.

Валовая прибыль — разница между выручкой и себестоимостью продукта. Положительная валовая прибыль показывает, что прибыль от продажи как минимум покрывает финансовые вложения в ее осуществление.

EBITDA — это прибыль до выплаты налогов, процентов по кредитам и амортизации. EBITDA отражает операционную эффективность бизнеса. Именно на этот показатель ориентируются инвесторы.

Чистая прибыль показывает, сколько вы будете зарабатывать при заданных расходах и обороте.
Важно: кофейня из нашей таблицы на системе налогообложения доходы-расходы = 15% и платит налог раз в квартал и только когда прибыль становится положительной. Если вы используете другую систему, не забудьте поменять формулы расчета налога на прибыль в таблице.
Работайте с таблицей, проверяйте сценарии, подставляя разные закупочные цены, объемы продаж, розничные цены, ФОТ, аренду. Так вы сможете увидеть, каким образом незначительные изменения могут повлиять на вашу рентабельность; понять, сколько нужно продавать, чтобы выйти на нужную прибыль, к каким закупочным ценам нужно стремиться, какую аренду вы сможете потянуть.
ТАКЖЕ ВАМ МОЖЕТ БЫТЬ ИНТЕРЕСНО:
ШКОЛА ГАСТРОНОМИЧЕСКОГО БИЗНЕСА
МИССИЯ ПРОЕКТА — ПОМОЧЬ ОПЫТНЫМ
ИГРОКАМ РЫНКА НАЛАДИТЬ УПРАВЛЕНИЕ РЕСТОРАНОМ И УВЕЛИЧИТЬ ПРИБЫЛЬ, А НАЧИНАЮЩИМ ФУД-БИЗНЕСМЕНАМ ПРАВИЛЬНО ПОДОЙТИ К ЗАПУСКУ СВОЕГО ДЕЛА
Ведущие эксперты гастрономического бизнеса раскрывают секреты фуд-индустрии простым и понятным языком
ШКОЛА ГАСТРОНОМИЧЕСКОГО БИЗНЕСА
МИССИЯ ПРОЕКТА — ПОМОЧЬ ОПЫТНЫМ ИГРОКАМ РЫНКА НАЛАДИТЬ УПРАВЛЕНИЕ РЕСТОРАНОМ И УВЕЛИЧИТЬ ПРИБЫЛЬ, А НАЧИНАЮЩИМ ФУД-БИЗНЕСМЕНАМ ПРАВИЛЬНО ПОДОЙТИ К ЗАПУСКУ СВОЕГО ДЕЛА
Ведущие эксперты гастрономического бизнеса раскрывают секреты фуд-индустрии простым и понятным языком