КАК УПАКОВАТЬ ФРАНШИЗУ КАФЕ, РЕСТОРАНА, БАРА

МАСШТАБИРОВАНИЕ
Автор статьи
Эксперт по франчайзингу и Business Development, Sales & Marketing

9 лет опыта в управлении и масштабировании проектов в сферах:
HoReCa, IT, Retail, юридический и миграционный бизнес
Больше об авторе статьи
Моя деятельность по «упаковке франшиз» стартовала ещё в те времена, когда группа компаний Indetex почти не работала в торговле и нам приходилось всё делать самостоятельно – например, открывать проект по оптовым закупкам стоковой продукции Zara, Bershka и Stradivarius. Одежду привозили в Россию, тщательно отпаривали и формировали коллекции. Это была наша первая победа и первая «работающая» франшиза, после которой франшизы стали моей основной деятельностью.

Так, совсем недавно я закончила работу с первым в стране Международным Миграционным Центром, для которого мы в кратчайшие сроки открыли первую в стране франшизную сеть. Буквально через два месяца после запуска сети, конкуренты проекта тоже начали развивать свой франчайзинг – главный показатель того, что мы всё сделали правильно. Мой девиз? Важно быть первым, важно быть профессиональным и важно любить то, что ты делаешь!
Чтобы франчайзинговые точки работали также успешно как ваш бизнес, нужно тщательно подготовиться. Рассказываем, из каких этапов состоит подготовка франшизы.
1
Создаем Уникальное Торговое Предложение (УТП)
Не выдавайте обязательное за преимущество: «Суши из свежей рыбы». Свежая рыба — это то, что должно быть у вас по умолчанию, так же как и «вкусная еда».

Как создать УТП?
1
Узнайте у гостей, что для них важно, почему они ходят именно к вам и что они порекомендуют, чтобы улучшить ваш ресторан. Если вы только планируете открытие, соберите как можно больше своих знакомых и организуйте мозговой штурм, а как только появятся реальные гости, повторите опрос.
2
Сформируйте список из не менее 10 наиболее популярных пунктов и проранжируйте их по важности. Не меньше 10. Это важно.
3
Проведите анализ конкурентов по пунктам, которые составили раньше. Не переживайте, если вы в чем-то уступаете. Это ваша зона роста.
4
Выберите самые привлекательные характеристики и создайте правдивое УТП. Правдивое — это важно. Никто не любит, когда им врут. Гость почувствует фальш и возвращаться не захочет.
ПРИМЕР УТП
«Додо Пицца»: «Сильный продукт, передовые технологии и честные условия»
1
Выбираем франчайзинговую модель
1
«Самостоятельный запуск» — это когда франчайзи передает право использовать бренд компании, материалы, регламенты и инструкции, с помощью которых он сам запускает франчайзинговую точку.
2
«Бизнес под ключ» — это сопровождение при открытии + предыдущий пункт. Как правило, компании выделяют специалиста или нескольких, которые осуществляют открытие вместе с новым партнером.
3
«Готовый бизнес» — этот формат модели предполагает, что вы строите ресторан за партнера, нанимаете и обучаете персонал, налаживаете процессы кухни, поставки продуктов и т.д., а ему нужно будет этим управлять.
1
Определяем стоимость франшизы и условия работы
Паушальный взнос — единовременный вступительный взнос в виде разового платежа за вступление в партнерскую сеть.

Роялти-платежи — ежемесячный платеж, осуществляемый партнером (франчайзи) за услуги, предоставляемые владельцем франшизы, услуги по управлению сетью, а так же право пользование брендом, торговой марки и брендом.
1
Формируем финансовую модель
Которая строится на реальных цифрах, а не на допущениях. С возможностью менять некоторые цифры, например, аренду, сумму кредиту, количество сотрудников, зарплату сотрудников и т.д. Важно, когда будущий партнер получает финансовую модель и имеет возможность «поиграть» с цифрами.
1
Делаем юридическую упаковку
Разбираемся, почему это важно:
1
Возможно, при некоторых обстоятельствах вам придется встретиться с партнерами в суде, и чтобы защитить свою франшизу, необходимо составлять индивидуальные договора у грамотных специалистов, а не пользоваться шаблонами
2
Чтобы защитить себя от воровства информации сотрудниками (как своими, так и франчайзи). Это важно только тогда, когда вы не хотите, чтобы разработанные технологические карты разлетелись по всей стране, а то и дальше.
3
Чтобы франчайзи не смог сменить вывеску после открытия и прохождения обучения и не продолжил работать под своим брендом, чтобы не платить рояли-платежи.
4
Чтобы не увели товарный знак. Здесь необходимо подать товарный знак на регистрацию в Роспатент. Если товарный знак не зарегистрирован, вы вообще не имеете права передавать исключительное право на его использование товарного знака, а соответственно заключать договор коммерческой концессии с франчайзи.
1
Создаем руководство по запуску
Франчайзи должен иметь обучающие материалы, инструкции по запуску бизнеса и регламенты по открытию ресторана. Пропишите все от процедуры поиска помещения и требований к нему и вплоть до того, где и как искать персонал, по каким требованиям и как проходит процесс обучения, где брать мебель, как необходимо автоматизировать ресторан.
1
Создаем книгу бизнес-процессов
Это довольно объемный документ, в котором описаны все необходимые регламенты, инструкции, системы мотивации и т.д. В общем, все от процедуры поиска сотрудников, найма на работу до описанных процессов работы кухни, администратора.
1
Проводим обучение и тестирование
На начальном этапе партнеру очень нужен ваш опыт и поддержка. Кроме руководства по запуску, любой пакет франшизы должен предполагать контроль качества, чтобы поддерживать его во всей сети.

Если у вас большая сеть, вероятно, вы уже пользуетесь LMS-платформами для обучения и тестирования. Если нет, не будет лишним ее внедрение и в единичном ресторане. Будущее за IT-технологиями. Только представьте, сотрудники не смогут игнорировать нововведения, так как из личного кабинета управляющего можно отслеживать статистику «просмотров» и мониторить отчеты об успеваемости, основанные на результатах тестирования и экзаменов. Современные платформы способны защитить ваши данные от утечки и провести экзамен онлайн без возможности списать, и много чего другого.
1
Продумываем геймификацию
Классик говорил «Вся жизнь — игра». Игрофикация входит в нашу повседневную жизнь и молодое поколение официантов перешло на новый коммуникационный уровень. Обучение проходит эффективнее во время игры. Проверено на себе. Игровая форма может быть как онлайн, так и офлайн. Здесь имеют место быть как соревнования, ориентированные на финансовые показатели, так и не материальные.
1
Делаем лендинг
Продающий лендинг содержит в себе:

  • УТП франшизы
  • условия приобретения франшизы с описанными франчайзинговыми пакетами
  • всю финансовую составляющую, сроки окупаемости, сроки выхода на операционную безубыточность
  • количество необходимых сотрудников
  • описание, в чем вы как головная компания помогаете франчайзинг.
Создайте список, что получит будущий франчайзи, если присоединится к вашей сети. Пишите так, чтобы текст легко читался и было понятно с первых строк, что без вашей франшизы он потратит гораздо больше и получит негарантированный результат.
Несколько советов по упаковке лендинга:
1
Предоставьте потенциальному партнеру возможность запросить финансовую модель взамен на его контакт, адаптированную под тот или иной регион
2
Добавьте информацию о компании, об уже существующих франчайзинговых точках
3
Сделайте несколько блоков с контактами отдела продаж с правильным и рабочим номером телефона
4
Расскажите про вашу команду. Если основатель, директор принимает личное активное участие в бизнесе и, например, он известный человек, стоит обратить это в маркетинговую упаковку и разместить на лендинге
5
Не забывайте про элементы фирменного стиля
6
Добавьте отзывы клиентов
7
Покажите, как автоматизированны процессы в компании
8
Если о вас пишет пресса, не забудьте это упомянуть
9
Эффективно работают качественные видео о вашей франшизе. Темы для видео выбираете вы сами. Постарайтесь избегать видео с просто «говорящими головами». Это скучно и не цепляет.
10
Расскажите, есть ли в вашей компании централизованный маркетинг и предоставляете ли вы это как дополнительную услугу или же это входит в пакет франшизы
11
Финальный аккорд — требования к партнеру
Это основные базовые составляющие франчайзинговой упаковки ресторана, которые необходимы для создания франшизы. Помните, что каждая история успеха уникальна!

КУРС «КАК УПАКОВАТЬ ФРАНШИЗУ РЕСТОРАНА»

Мы хотим сделать онлайн-курс по упаковке франшизы. Если вы хотите пройти эту программу и запустить свою франшизу, оставьте email. Мы сообщим, когда курс будет готов.